Форум Зануды - свободное общение обо всём.

Объявление

Уважаемые форумчане! Наш форум переехал на новый хостинг и новый адрес HTTP://SVOBODA-ON.ORG Предлагаем Вам зарегистрироваться на новом форуме. *** В связи с созданием форума SVOBODA-ON! , с настоящего момента, на форуме Зануды ОТКЛЮЧЕНА возможность создания новых тем и ОТВЕТОВ во всех разделах. *** Ждем Вас на форуме SVOBODA-ON!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Свободный » А есть здесь интересующиеся шаманизмом?


А есть здесь интересующиеся шаманизмом?

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Собственно, сабж. Если есть другие люди, интересующиеся этой темой, давайте делиться информацией: по этому вопросу очень много лохотрона и фричества, и найти среди этой массы стОящие и полезные вещи не всегда бывает легко.

Мне вот как-то довелось услышать мельком от человека, которого я уважаю и которому в целом склонен доверять, любопытную историю о другом человеке, свалившем на северо-восток и начавшем практиковать шаманизм. Стало интересно, решил поискать информацию. Естественно, как и вокруг любой околорелигиозной и околомистической темы, вокруг этой крутится огромное количество мошенников, фриков, торчков-психонавтов и прочих грандмастеров-магов 80-го уровня. Дабы таковых отсеять, постарался искать либо научные работы, либо работы авторов-учёных с предположительно неплохой репутацией.

- Достаточно быстро наткнулся на книги доктора психологических наук, профессора Владимира Серкина http://www.hse.ru/org/persons/35436669 - Хохот шамана, Шаманский лес, Свобода шамана. Книги оставили весьма положительное впечатление.
- Прочёл А.В. Анохина, Материалы по шаманству у алтайцев из Сборника музея этнологии и этнографии при российской Академии наук. Честно говоря, достаточно тяжело сегодня всерьёз воспринимать конкретный пантеон, с алтайскими именами и т.п., конкретные элементы культуры, особенно учитывая, что в других культурах, практикующих шаманизм, все эти вещи могут значительно отличаться.
- Затем я обнаружил книги The way of the shaman, написанную антропологом Michael Harner (прочёл) http://en.wikipedia.org/wiki/Michael_Harner и Шаманизм: архаические техники экстаза за авторством Мирча Элиаде http://en.wikipedia.org/wiki/Mircea_Eliade (читаю). Собственно, данные книги делают акцент на схожесть основных элементов в шаманизме различных культур, в том числе таких, которые пересечься не могли вследствие очень большой удалённости друг от друга. Харнер вообще зашёл настолько далеко, что предложил концепцию "базового шаманизма", оставив лишь шаманские техники и убрав культурно-социальный контекст.

Собственно, вот этот последний вариант лично мне и представляется наиболее интересным. Вероятность существования бога, соответствующего конкретным характеристикам, ничтожно мала. С другой стороны, техники работы в изменённых состояниях сознания, включая техники религиозного экстаза, в принципе изучаются наукой и позволяют делать весьма любопытные вещи (самый известный пример - йоги). Шаманизм в целом, насколько я это сейчас понимаю, основывается на весьма широком предположении, что мир сложнее и больше, нежели то, что человек обычно видит и чувствует, и в нём существуют трансцедентальные сущности, с которыми можно успешно взаимодействовать посредством шаманских практик. При этом в отличие от всяческих нью-эйдж сект хиппи-торчков, используются практики, проверенные временем и успешно прижившиеся во множестве различных, ранее не связанных между собой культур.

Если на форуме есть компетентные люди, способные что-то добавить/исправить, посоветовать годную литературу по теме и т.п., я буду исключительно рад :)

2

Вероятность существования Бога ничтожно мала, а вероятность потусторонних сущностей, с которыми можно поговорить - велика ? Тут есть некоторое противоречие.

Я шаманизм не изучал, но мне он представляется довольно начальным развитием религиозной мысли, ну, типа каменного топора.

Более того, общение с незнакомыми сущностями и прочие подобные практики, даже просто медитация, могут представлять реальную опасность.

3

Mar написал(а):

Вероятность существования Бога ничтожно мала, а вероятность потусторонних сущностей, с которыми можно поговорить - велика ? Тут есть некоторое противоречие.

Я шаманизм не изучал, но мне он представляется довольно начальным развитием религиозной мысли, ну, типа каменного топора.

Более того, общение с незнакомыми сущностями и прочие подобные практики, даже просто медитация, могут представлять реальную опасность.


Не просто бога, а конкретного бога, который обустроил мир конкретным образом, сделал целую кучу конкретных дел и т.д. и т.п.

Если говорить про конкретных духов, то вероятности примерно те же. И чем больше конкретики, тем меньше вероятность. Религии расписывают своих богов ОЧЕНЬ конкретно.

Если же говорить про некое абстрактное трансцедентальное существо или множество существ, которые стоЯт заметно выше человека на эволюционной лестнице, то вероятность их существования крайне высока.

Те, кто наиболее рьяно верит в конкретного бога, в ходе ритуалов испытывают религиозный экстаз сродни шаманскому. Просто в большинстве религий вера в конкретные сущности (конкретный бог, конкретные ангелы, святые, пророки и т.п.) сковывает и вытесняет собственно практики. Мне думается, что чем больше конкретики в теоретических учениях, тем проще в результате религиозных практик свихнуться или как минимум стать религиозным фундаменталистом - начать жечь "колдунов", убивать инакомыслящих и т.п.

Отредактировано glas_naroda (2013-04-25 02:12:48)

4

Вот, если кому интересно, лекция доктора исторических наук, профессора МГИМО А. Б. Зубова про шаманизм и шаманов. Насколько мне известно, в разных культурах, особенно в других частях света, многие элементы, о которых он говорит, могут заметно отличаться от описываемого. Например, в некоторых традициях, согласно М. Элиаде, шаман обучает ученика за деньги или иные блага и т.п.

5

Не знаю какие у вас возможности по части доставания литературы, но могу поделиться библиографией, которую я составляла  для своей магистерской диссертации по холистике.
Shamanism.  A reader.  G.  Harvey (Ed.)  New York: Routlegde,  pp.355-365. Очень любопытная подборка
Bane, R.  (1999).  Dancing in the Dragon's Den: Rekindling the creative fire in your shadow.  York Beach, ME: Nicolas Hays, Inc. 
Desjarlais, R.R.  (1992).  Yolmo aesthetics of body, health and 'soul loss’.  Social science & medicine.  34 (10):1105-17.
Grim, J.A.  (1983) The shaman: patterns of Siberian and Ojibway healing.  Norman, OK: University of Oklahoma Press .
Hartman, D., & Zimberoff, D.  (Spring 2006). Soul migrations: traumatic and spiritual. Journal of Heart Centered Therapies, 9 (1). pp.3-97.   http://www.heartcenteredtherapies.org/go/docs/Journal 9-2 Healing the Body-Mind.pdf
Kharitidi, O.(1997) Entering the Circle. HarperOne, NY
Hodgkinson, T.  (1996) Improvised Music and Siberian Shamanism.  HULU project.  Retrieved 4/1/09 from http://www.hulu.de/en/trance_siberia/mu … manism.htm
Horwitz, J.  Coming home: The shaman's work with soul-loss.  Retrieved on 4/8/09 from Scandinavian center for shamanic studies http://www.shamanism.dk/Artikel20-cominghome.html
Ingerman, S.  (1991).  Soul Retrieval: mending the fragmented self.  New York: Harper Collins
Minkjan, H.  (2008) Seeking Guidance from the Spirits; Neo-shamanic divination rituals in modern Dutch society.  Social Compass, 55 (1)) pp54-65 do10.1177/0037768607086498 UL. 
Some', M.  P.  (1994).  Of water and the spirit.  New York: Penguin Group. 
Ryan, R.E.  (1999) The Strong Eye of Shamanism: A Journey Into the Caves of Consciousness, Rochester, VT: Inner Traditions. 
Vitebsky, P.  (2001) Shamanism.  Norman, OK: University of Oklahoma Press, .
Wallis, R.J. (2003). Shamans/Neo-Shamans: Ecstasies, Alternative Archaeologies and Contemporary Pagans. New York: Routledge
Winkelman, M.  (2000).  Shamanism.  The neural ecology of consciousness and healing.  Westport, CT: Bergin & Garvey
Winkelman, M.  (2004).  Shamanism as an original neurotheology.  Zygon, Vol.39 (1), pp.193-217.
Wooten, H.  R.  (2007).  The shamanic journey: tapping the spiritual wisdom within.  Journal of Heart Centered Therapies, 10 (1), pp 3-6.  General OneFile.  Gale.  College of St Catherine Powersearch.  Retrieved March, 13, 2009.

6

Ну было дело, "на заре туманной юности" :)
Камлать умею.
Все работает.

7

Вот занятная книга.

http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=103189

8

Mar написал(а):

Я шаманизм не изучал, но мне он представляется довольно начальным развитием религиозной мысли, ну, типа каменного топора.


А какое это имеет отношение к религии? Религия - это просто вера в дедушку на небе, который через грамотных разводил, доносит, типа, свои идеи.
Шаманизм - это магия. Иногда черная, иногда белая.

9

sgt написал(а):

А какое это имеет отношение к религии? Религия - это просто вера в дедушку на небе, который через грамотных разводил, доносит, типа, свои идеи.
Шаманизм - это магия. Иногда черная, иногда белая.


Это большое упрощение. :)

Религия - это духовный путь, который призван очищать человека, развивать его.

А магия - это игры с измененным состоянием сознания, обычно из-за любопытства, или своих эгоистичных целей. Если бы это вело к духовному развитию, то наркоманы были бы самыми одухотворенными людьми, но этого не наблюдается. :)

Религия, по крайней мере авраамические направления, говорят другое - что опасны преждевременные игры с этими темами. Человек вторгается в сферы, куда ему вторгаться не положено, причем обычно не меняя себя.

Поэтому поиски чудес, каких-то мистических переживаний и т.п. - тупиковый и опасный путь, от которого религии предостерегают.

Тем более в древних кочевых обществах шаман наверное был скорее врачом, психологом и т.п. Люди жили в юртах, вигвамах, занимались охотой и собирательством, на праздниках что-то принимали и плясали с бубнами вокруг костра. С их образом жизни и мировоззрением может там и не было больших опасностей. А повторять все это современному городскому жителю ради праздного любопытства - уже совсем другое.

10

Mar написал(а):

Религия - это духовный путь, который призван очищать человека, развивать его.


Ты мне мозг про очищение не парь - сначала докажи, что человек без религии грязен. И только потом про чистку и пылесос.

Mar написал(а):

А магия - это игры с измененным состоянием сознания, обычно из-за любопытства, или своих эгоистичных целей.


Магия - это лечение в т.ч. Не знаешь случаи, когда бабка заговаривает грыжу или энурез у детей? 

Mar написал(а):

тупиковый и опасный путь, от которого религии предостерегают.


Религия просто не любит конкурентов, поэтому гонит на всех без исключения. Типа, только мы единственные правильные, поэтому несите нам свои души и деньги заодно.

11

sgt написал(а):

Ты мне мозг про очищение не парь - сначала докажи, что человек без религии грязен. И только потом про чистку и пылесос.


Человек грязен как без религии, так и с религией, просто по своей сути, которая отчасти греховна и унаследована еще из жизни в древних обезьяньих сообществах. :) Например, такие чувства, как зависть, конкуренция, борьба за статус и т.п. - они наблюдаются в любых коллективах и сегодня.

Религия дает хоть какие-то предпосылки это осознать и начать бороться.

А без религии что остается - моральный кодекс строителя коммунизма ? :)

sgt написал(а):

Магия - это лечение в т.ч. Не знаешь случаи, когда бабка заговаривает грыжу или энурез у детей?


Слышал. Но больше доверяю современной медицине, хотя и там все мрачновато как-то.

12

Мартина, спасибо, будет, что почитать :)

Dr. San, спасибо. Это, собственно, и есть та самая книга The way of the shaman Майкла Харнера. Могу лишь отметить, что, ещё когда искал её, нашёл две версии на русском языке. В обоих случаях перевод был чудовищно ужасным. В Инете она где-то есть на английском; если знание языка позволяет, читать гораздо лучше в оригинале.

13

Когда изначально не особо адекватные люди едут крышей на всевозможной эзотерике, они начинают жрать вещества, пускать фаерболы и тихонько смотрят себе ковёр. Когда те же люди едут на теме религии, они начинают зверски пытать случайных людей, жечь живьём тех, кто неправильно крестится или взрывать "неверных". Как часто вы слышали, чтобы шаманисты или там йоги начали под корень вырезать тех, кто верит в "неправильных" богов, мучить "нечестивцев" раскалёнными клещами и т.п.? Это к вопросу о том, что реально опасно.

По практикам, существующим давно и более-менее распространённым, есть грамотные и уважаемые специалисты, стремящиеся максимально отбросить социальный, культурный, религиозный контексты и оставить непосредственно техники, чтобы их мог использовать адекватный современный человек, живущий за тысячи километров от алтайских деревень или поселений индейцев хиваро. Из тех, кого мне довелось читать, к таковым можно отнести Майкла Харнера для шаманизма и Виктора Бойко для йоги, но наверняка есть ещё множество таких, о ком я не знаю.

14

Mar написал(а):

Человек грязен как без религии, так и с религией, просто по своей сути,


Это кто тебе сказал? И чем это доказано?

Mar написал(а):

Например, такие чувства, как зависть, конкуренция, борьба за статус и т.п.


Они позволяют прогрессировать. А вот в обществах, где всё похую, там полный застой и пипец.

Mar написал(а):

А без религии что остается - моральный кодекс строителя коммунизма ? :)


Не обязательно. Можно просто хорошее светское воспитание.
Крошка сын к отцу пришел
и сказала кроха:
- пися в писю - хорошо,
пися в попу - плохо!

Mar написал(а):

Но больше доверяю современной медицине, хотя и там все мрачновато как-то.


Хороших медиков и я очень ценю, но бывают ситуации, когда и медики говорят: вам бы к бабке...

15

sgt написал(а):

плохо!


Кстати, вот во Франции на днях разрешили однополые браки и даже им детей усыновлять.

И действительно - если отбросить религиозный запрет на это дело - объективных, светских причин для запрета нет. :)

16

Mar написал(а):

Кстати, вот во Франции на днях разрешили однополые браки и даже им детей усыновлять.


Французы, что с них взять... Закончат как Древний Рим. История повторяется.
ПС. Ты в опросе ЕС поучаствовал?

Отредактировано sgt (2013-04-25 21:55:54)

17

Как всегда и везде  в шаманизме нужно уметь отделять мух от котлет: альтернативный подход к лечению многих проблем и уникальные методы от бессмысленного подражательства и фальсификации. Далеко не каждый, кто обьявляет себя шаманом, действительно таковым является, и еще меньше людей способны осмысленно применять это лечение.

18

sgt написал(а):

Французы, что с них взять...


Так уже почти вся Западная Европа туда идет, и даже в США пробиваются бреши.

А действительно, что можно возразить, если отбросить религию ? Без религии логически получается, что у свободы выбора партнера не может быть подобных ограничений, как и у вытекающих из этого прав.

sgt написал(а):

Ты в опросе ЕС поучаствовал?


В каком ? Вроде нигде не участвовал.

19

Mar написал(а):

В каком ? Вроде нигде не участвовал.


Вот ты бы лучше в нужные темы ходил, а не трепал языком попусту.
Гражданам ЕС! ЕС-овский опрос по поводу гражданского оружия

Отредактировано sgt (2013-04-25 22:37:43)

20

Мартина написал(а):

Как всегда и везде  в шаманизме нужно уметь отделять мух от котлет: альтернативный подход к лечению многих проблем и уникальные методы от бессмысленного подражательства и фальсификации. Далеко не каждый, кто обьявляет себя шаманом, действительно таковым является, и еще меньше людей способны осмысленно применять это лечение.

Шаманы бывают двух видов.
Шаманы-целители (тут все понятно).  И шаманы-"воины".  Эти занимаются самосовершенствованием.

21

Если честно, то вопрос немного странный, но я отвечу. Шаманизмом я (совершенно случайно) первый раз занялся лет в 12. Расцвет моего шаманизма пришёлся на 1990-е годы. Нынче иногда шаманизирую, но много меньше чем раньше. Порой недели проходят пока я вспоминаю о своем шаманизме. Даже после долгого обозревания красивой груше-подобной попки я не часто теперь шаманизирую.  :no:


Вы здесь » Форум Зануды - свободное общение обо всём. » Свободный » А есть здесь интересующиеся шаманизмом?