Собственно, сабж. Если есть другие люди, интересующиеся этой темой, давайте делиться информацией: по этому вопросу очень много лохотрона и фричества, и найти среди этой массы стОящие и полезные вещи не всегда бывает легко.
Мне вот как-то довелось услышать мельком от человека, которого я уважаю и которому в целом склонен доверять, любопытную историю о другом человеке, свалившем на северо-восток и начавшем практиковать шаманизм. Стало интересно, решил поискать информацию. Естественно, как и вокруг любой околорелигиозной и околомистической темы, вокруг этой крутится огромное количество мошенников, фриков, торчков-психонавтов и прочих грандмастеров-магов 80-го уровня. Дабы таковых отсеять, постарался искать либо научные работы, либо работы авторов-учёных с предположительно неплохой репутацией.
- Достаточно быстро наткнулся на книги доктора психологических наук, профессора Владимира Серкина http://www.hse.ru/org/persons/35436669 - Хохот шамана, Шаманский лес, Свобода шамана. Книги оставили весьма положительное впечатление.
- Прочёл А.В. Анохина, Материалы по шаманству у алтайцев из Сборника музея этнологии и этнографии при российской Академии наук. Честно говоря, достаточно тяжело сегодня всерьёз воспринимать конкретный пантеон, с алтайскими именами и т.п., конкретные элементы культуры, особенно учитывая, что в других культурах, практикующих шаманизм, все эти вещи могут значительно отличаться.
- Затем я обнаружил книги The way of the shaman, написанную антропологом Michael Harner (прочёл) http://en.wikipedia.org/wiki/Michael_Harner и Шаманизм: архаические техники экстаза за авторством Мирча Элиаде http://en.wikipedia.org/wiki/Mircea_Eliade (читаю). Собственно, данные книги делают акцент на схожесть основных элементов в шаманизме различных культур, в том числе таких, которые пересечься не могли вследствие очень большой удалённости друг от друга. Харнер вообще зашёл настолько далеко, что предложил концепцию "базового шаманизма", оставив лишь шаманские техники и убрав культурно-социальный контекст.
Собственно, вот этот последний вариант лично мне и представляется наиболее интересным. Вероятность существования бога, соответствующего конкретным характеристикам, ничтожно мала. С другой стороны, техники работы в изменённых состояниях сознания, включая техники религиозного экстаза, в принципе изучаются наукой и позволяют делать весьма любопытные вещи (самый известный пример - йоги). Шаманизм в целом, насколько я это сейчас понимаю, основывается на весьма широком предположении, что мир сложнее и больше, нежели то, что человек обычно видит и чувствует, и в нём существуют трансцедентальные сущности, с которыми можно успешно взаимодействовать посредством шаманских практик. При этом в отличие от всяческих нью-эйдж сект хиппи-торчков, используются практики, проверенные временем и успешно прижившиеся во множестве различных, ранее не связанных между собой культур.
Если на форуме есть компетентные люди, способные что-то добавить/исправить, посоветовать годную литературу по теме и т.п., я буду исключительно рад